Или когда и почему не стоит стартовать новые бизнесы
Многолетние наблюдения за собой и окружающими заставили меня сформулировать некий принцип, который я может быть, не очень удачно, назвал "законом рыночного равновесия". Итак - любой человек в принципе может начать любой бизнес. Но действительно успешным (зае-бизнесом в терминах статьи "Несколько слов о российском е-бизнесе" он будет в одном из двух случаев
когда идея является действительно новой
или когда именно у данного человека имеются сильные предпосылки именно в это время и в этом месте заниматься именно этим бизнесом
Такими предпосылками может быть уникальный опыт в сходной области, наличие контактов, обеспечивающих эксклюзивные каналы поставок и/или сбыта, гарантированная бесплатная "крыша", возможность получить какие-то дефицитные административные ресурсы - лицензии, места и др., и так далее. Т.е. обязательно наличие ясного КЛЮЧЕВОГО ФАКТОРА УСПЕХА. И сила этого фактора на 99% определяет потенциальную успешность бизнеса. Если этого нет, т.е человек не может внятно ответить на вопрос - какие у него преимущества перед другими в этом бизнесе - то в стандартном случае бизнес окажется убыточным, а в хорошем - выйдет на средне-статистический уровень доходности по отношению к вложенному капиталу (10%-20% годовых) и распределяемую прибыль в размере зарплаты, которую этот человек получал бы в качестве наемного менеджера в нормальном месте - без всех этих геммороев. В этом смысле малые и индивидуальные бизнесы часто просто являются формой создания рабочего места для себя. Работает этот закон в стиле "гомеостатического мироздания" - если нет ключевого фактора успеха, в процессе реализации проекта обязательно появятся какие-то отягчающие обстоятельства (не удатся найти работников на планировавшуюся зарплату, крыша поменяет расценки, спрос окажется меньше ожидаемого и др.), которые сведут доход к среднему, если вообще не угробят бизнес. Нет, конечно, может повезти и ничего такого не произойдет, но шансы тут меньше, чем выиграть в лотерею.
В теоретическом плане это является следствием рыночных "законов сохранения" - если сектор рынка устоялся, на то, чтобы в него вклиниться, нужно потратить заметно больше, чем на то, чтобы удерживаться в ней, причем природа и размер этих start-up расходов трудно прогнозируема. А если очевидная ниша пуста - очень велики шансы, что есть неочевилные издержки, которые делают работу в этой нише неэффективной.
Впрочем, не исключено, что эти соображения - просто оправдания моей лени и нежелания обзаводиться собственным бизнесом.
(
написано 13.07.2001,
опубликовано 13.07.2001)
Обсуждение (всего 8 реплик, последняя - 23.01.2006 14:48)Настройка
Григорий Конев писал "КЛЮЧЕВОЙ ФАКТОР УСПЕХА" - это всегда новизна (в определённое время в определённом месте).
если бы так... Зачастую ключевым фактором успеха может быть административный или финансовый ресурс, позволяющий выдавить конкурентов-инноваторов из уже формировавшегося сектора рынка.>>>>
Безусловно. Но есть цена входа на рынок, а есть цена удержания своего сегмента. Последняя - намного меньше. Поэтому, если ты уже успел выстроить конкурентоспособный бизнес, то дальше ты сможешь, скорее всего, жить и без "лапы". Причем, чем стабильнее сегмент - тем дольше.
Впрочем, в стабильных сегментах, где имеет место реальная конкуренция, идет стабильное падение норм прибыли, поэтому твое безоблачное сущестование в некий момент будет омрачено необходимостью снижать издержки.
Если же происходят существенные изменения базовых условий (гипотетическое падение цены на нефть или реальное исчеззновение публичной политики в России), то тут, конечно, целые кусты бизнесов могут оказываться неконкурентоспособными, и перед их владельцами встанут те же самые вопросы, что возникают при запуске новых бизнесов...
Только психологически более трудные, потому как сломать привычку и начинать сначала труднее, чем просто начинать сначала.>>>>
Я бы сказал со временем понятие "стратегическое преимущество" или "ключевого ясного фактора успеха" сходит на нет или рискует сойти на нет. Стратегичсекие преимущества в бизнесе приходится создавать самим,каждый день ломая над этим голову, если рынок сильно тесный, то можно создавать "отличия" в этом случае безусловно еще труднее, но что ж делать в отсутсвие стратегии... Выстраивая бизнес на долгие годы с расчетом роста его капитализации полагаться на некую "мохнатую лапу" или на то что нефть на бирже всегда будет 50$ по меньшей мере глупо, что будет с вашим делом если "лапа" умрет, а нефть рухнет до 8 $ ??? вот те вопросы которые нужно решать всегда..>>>>
Во многом согласен. Но вывод: "Новый бизнес пойдет при наличии стратегического превосходства" - достаточно стар. См. Кэссон Г. Н. Искусство делать и сохранять деньги. Двенадцать условий успеха. Аксиомы бизнеса.