В настоящее время эйфория по поводу Интернет прошла, и стало ясно, что сами по себе Интернет-бизнесы (кроме инфраструктурных) практически нежизнеспособны, а действительно эффективными могут быть только связки Интернет + реальный бизнес. Т.е. "Интернет - не способ зарабатывать деньги, а способ их экономить."
Соответственно, основным потребителем Интернет-специфичных услуг (разработка сайтов, Интернет-реклама, Интернет-консалтинг) становятся не скороспелые "дот-комы", а организации, ведущие традиционный офф-лайн бизнес.
Зачем реальному бизнесу нужен Интернет?
Существует несколько направлений эффективного использования Интернет реальным бизнесом. Во первых, это маркетинг и PR.
Использование Интернет как инструмента маркетинга позволяет
- эффективно стимулировать розничный сбыт товаров, особенно ориентированных на молодежь и middle class
- преодолевать географическую ограниченность рынков сбыта, в том числе с минимальными издержками выходить на западные розничные рынки
- привлекать новых партнеров и развивать дистрибьюторские сети
- выводить на рынок новые брэнды
- проводить маркетинговые исследования
Интернет также эффективен как инструмент PR и IR (Investors relationship), позволяя с минимальными издержками поддерживать образ открытой и динамично развивающейся компании. Особенно эффективен Интернет в ситуации кризисного PR - противостояния с местными или федеральными властями и др., когда имеется высокая заинтересованность общественности в информации, а традиционные каналы донесения информации перекрыты или недостаточно оперативны.
Во вторых, грамотное использование Интернет также позволяет оптимизировать целый ряд бизнес-процессов компании - начиная от организации взаимодействия удаленных подразделений, заканчивая организацией работы с клиентами и дистрибуторами (CRM, Distribition Channel managament), и поставщиками (электронные тендеры, eProcurment). Последнее, кроме снижении издержек взаимодействия с поставщиками, может также способствовать заметному снижению закупочных цен.
Маркетинговые и PR-возможности, и возможности оптимизации бизес-процессов могут быть востребованы как коммерческими структурами, так и органами государственного управления.
Крайне интересны возможности Интернет в области создания прозрачных организованных рынков. Но собственно, интернет-решения здесь должны дополняться разработкой правовой базы, регламентов и др. Заказчиками подобных решений могут выступать как инфраструктурные организации (ассоциации и др.), так и органы государственного управления и иностранные финансовые организации, финансирующие российские реформы.
Зачем нужены Интернет-консультанты?
Для того чтобы грамотно реализовать все эти возможности в интересах конкретной организации, нужны специалисты, которые смогут
- увидеть имеющиеся возможности оптимизации маркетинга, PR и бизнес-процессов компании
- объяснить их преимущества руководству компании
- разработать и обосновать концепцию
- разработать бизнес-план
- подготовить техническое задание
- разработать регламенты и должностные инструкции персонала
- при необходимости - осуществлять авторский надзор и от имени заказчика взаимодействовать с разработчиком решений, и сопровождая процесс внедрения
Для того, чтобы это делать, мало понимать особенности бизнеса компании. Необходимо хорошо знать современные Интернет-технологи и практику применения их для решения различных задач, понимать тенденции развития в области Интернет-решений, и иметь опыт разработки и внедрения.
Мало какие компании реального сектора могут похвастаться наличием таких специалистов в штате. Да их и нецелесообразно держать в штате, так как стоят они дорого....
Для того, чтобы эффективно поддерживать Интернет-активность компании, как правило, необходимо перестроить ее бизнес-процессы, что силами специалистов компании обычно сделать не удается - у них слишком ``замылен взгляд''.
Таким образом, для разработки Интернет-стратегии компании наиболее целесообразно привлекать внешних консультантов.
Кто сегодня оказывает услуги по Интернет-консалтингу?
В первую очередь услуги по Интернет-консалтингу декларируют компании-разработчики Интернет-решений. У таких консультантов есть один большой плюс - они знают, что делают, и один большой минус - сверхзадача у них - ``впарить'' свои решения.
Специализированные Интернет-консалтинговые агентсва у нас не прижились - недавно закрылось, кажется, единственное российское специализированное агентство''Результат''.
На фоне возрастающего интереса реального бизнеса к Интернет-решениям подразделения Интернет-консалтинга созданы сейчас в целом ряде крупных консалтинговых компаний, в том числе в компаниях "большой пятерки'' Из них на российском рынке компаний наиболее заметны PriceWaterhouse&Coopers, Arthur Andersen и McKinsey.
Подобные подразделения создают у себя и системные интегаторы, предлагающие создание Интернет-решений своим клиентам. Здесь можно указать eTops - дочернюю компанию Tops, недавно пополнившуюся региональными подразделениями и преобразованную в холдинг TopsBi, и BIX - дочернюю компанию крупного системного интегратора BAC. Услуги по Интернет-консалтингу давно предлагаю также и IBS с АйТи.
Ну, и конечно, существуют индивидуальные консультанты (к числу которых принадлежит и автор), которые вполне в состоянии проконсультировать средние проекты с бюджетом в десятки и сотни тысяч долларов.
(
написано 15.11.2001,
опубликовано 15.11.2001)
|