Сегодня 22.11.2024 Вы зарегистрированы в системе под именем ANONYMOUS

Rambler's Top100
Начало
Обо мне
Моя семья и звери
Статьи
Проекты
Стихи
Фото-галерея
Досуги
Былое и думы
Универсальная Самообучающаяся Экспертная Система
Мудрости
Приколы
 
Новости
Карта сайта
Все материалы
Обсуждение
Опросы
 


КиноНавигатор поможет выбрать фильм, если не знаешь, что посмотреть.
Персональный сайт Андрея Акопянца  >  Статьи  >  Интернет-технологии и связанные с этим вопросы

    След. материал >>

Как в Интернет зарабатывают деньги

Классификация бизнес-моделей Интернет-проектов. Статья с тяжелой судьбой - написана летом 2000г., до сих пор ждет публикации...

Что Интернет - это модно, знают все. Что Интернет - это очень перспективно, и скоро без него будет нельзя - знают почти все. На что уходят деньги при разработке Интернет-проектов, знают многие. А понимание того, каким образом Интернет-проекты могут наоборот, зарабатывать деньги, встречается гораздо реже. Прямой вопрос "Как вы собираетесь зарабатывать деньги?" ставит в тупик очень многих заказчиков и владельцев проектов. Можно даже сказать, что этот вопрос сейчас относится к категории неприличных...

Мне часть приходится консультировать начинающие интернет-проекты, как публичные, так и корпоративные. И мысль о написании этой заметки посетила меня после того, как я в очередной раз излагал очередному заказчику основы бизнеса в Интернет с тем, чтобы помочь ему сформулировать свои цели.

Итак - какие бывают модели получения доходов в Интернет? Сразу оговорюсь - я буду говорить только о контент-проектах, т.е. предоставление доступа к Интернет, прокладка кабелей и хостинг не входит в круг рассмотрения.

Возможна различная классификация, но я для себя выделяю следующие основные направления, подробнее о которых мы поговорим ниже:

  • Реклама (продажа аудитории)
  • Платные сервисы
  • Транзакционная модель (отчисления от оборота)
  • Снижение издержек
  • Поддержка основного бизнеса

Естественно, в любом проекте встречается, как правило, больше одной модели. Иногда их сочетания являются достаточно прихотливыми, но все известные мне способы зарабатывания денег в Интернет раскладываются по этим направлениям.

Часто к способам зарабатывания денег относят еще и получение инвестиции и перепродажe проектов. Более того, объем инвестиционных денег, обращающимся в области российского (да и не только) электронного бизнеса, заметно превосходят, собственно, "честный" оборот. Но нужно понимать, что стоимость проекта, так же как и стоимость брэнда - это производная от ожиданий реальных доходов, и если вы не понимаете, как будут зарабатываться деньги, инвестор этого тоже не поймет. Не говоря уж о том, что по большому счету, инвестиции - это не способы зарабатывания, а способы траты денег.

*_Реклама_*Суть рекламы - это продажа аудитории. Т.е. имеется некий Рекламодатель, который хочет донести информацию о себе, своих товарах и услугах определенной аудитории, и именно он платит деньги. А сайт предоставляет ему эту аудиторию и способ донесения информации.

Т.е. рекламный сайт должен иметь

  • по возможности обширную и
  • известную (т.е. измеренную и сегментированную) аудиторию
  • технические возможности по продаже этой аудитории рекламодателю, как всей целиком, так и по сегментам (таргетинг)
  • технические возможности для отслеживания хода и оценки эффективности рекламной компании

Кроме всем известной продажи баннерных показов, существует много других способов продажи аудитории. Например

  • собственно, продажа аудитории (адресных баз). Правда, в последнее время такая практика не приветствуется;
  • реклама в рассылках;
  • спонсорство - продажа постоянного места на сайте + обязательство; упоминать спонсора в разных контекстах;
  • продажа права на размещение своей информации в некоторых базах данных. Например, туристические порталы продают турфирмам право на размещение своих предложений. По аналогичной модели работает, например, Price.ru;
  • Продажа права общения с аудиторией в рамках некоторого сообщества пользователей (модерирование определенных форумов, открытие фирменных горячих линий на популярных community-сайтах и др.). Из российских сайтов таким образом функционирует, например, Auto.ru;
  • Модель "желтых страниц" - когда к общедоступной краткой информации рекламодатель может добавить уточненную информацию о себе за отдельные деньги.

Имеются также многочисленные вариации на эти темы, которые также легко распознать. О рекламных моделях лучше всего почитать в недавно вышедшей книге Тимофея Бокарева "Энциклопедия Интернет-рекламы". Настоятельно рекомендую всем интересующимся - действительно фундаментальный и хорошо написанный труд.

Платные сервисы
Исторически именно платные сервисы (платный доступ к информации по подписке) были первым способом зарабатывания денег с помощью Интернет. Таки образом продавали и продают свою информацию информационные агентства и порно-сайты.

Все платные сервисы можно поделить на две большие группы - - сервисы конечным пользователям, включая платный доступ к информации и ASP - сервисы другим Интернет-проектамПлатные сервисы конечным пользователям у нас не очень популярны в связи с трудоемкостью взимания денег, и в основном ограничиваются продажей информации по подписке (на основе абонентской платы). Не исключено, что после восстановления доверия населения к банковской системе и/или развития системы микроплатежей ситуация радикально изменится. Многие сервисы, которые сейчас являются бесплатными, потому что невозможно взять с человека, например, 1 рубль за чтение прогноза погоды, смогут перейти на микроплатежную модель. Впрочем, это отдельная интересная тема, интересующихся я могу отослать на сайт www.paycash.ru.

Еще одна мировая тенденция, которая пока не получила заметного распространения в Рунете, это то, что называется ASP - Application Service Providing. Т.е. это ситуация, когда некая компания или персона вместо покупки и установки программного обеспечения на свой компьютер пользуется "арендой" доступного по сети приложения. Сейчас становится очень популярным предоставление в режиме ASP "тяжелых" учетных пакетов типа SAP R/3. Популярная идея "сетевого компьютера" предполагает использование в этом режиме и всех стандартных офисных приложений - компания SUN уже предоставляет такие возможности при использовании Star office.

В этом смысле Web-хостинг и получение почтовых ящиков у провайдера можно тоже рассматривать как некий ASP, поскольку это позволяет не заводить собственный сервер. Впрочем, не всегда ASP является платным - часто такие сервисы живут по рекламной модели (пример - бесплатные хостинги, mail.ru и др.)

Сервисы другим интернет-проектам оказываются либо в виде лицензирования технологий, либо в виде ASP. При этом деньги взимаются с проектов, использующих эти разработки - в виде разовых отчислений за лицензию/установку и/или постоянной платы за поддержку, возможно. зависящей от интенсивности использования сервиса. В качестве примеров можно привести счетчик SpyLog.ru с его программами специализированных рейтингов, и возможностями нестандартных (коммерческих) установок счетчика, или аукцион Stavka.Ru, который предоставляет возможность создания специализированных аукционов на заинтересованных в этом сайтах.

Транзакционные отчисления
Эта модель основана на том, что через (или около) сайта идут какие-то финансовые транзакции, некоторый процентом от этих транзакция является доходом сайта. Наиболее известные модели это

  • Интернет-магазины
  • Интернет-биржи
  • программы развития продаж (affiliated programs), в рамках которых сайты, разместивший у себя входы в магазины и др. получают процент от сделанного через них оборота.

Эта модель сейчас получает развитие в Рунете, особенно в секторе так называемых B2B решений. Но проблема состоит в том, что у нас финансовые потоки через Интенет практически не ходят, поэтому отследить реальный объем транзакций и востребовать с них процент часто является проблематичным. Поэтому часто в качестве суррогата вместо транзакцмионной модели используется модель платных сервисов с взиманием абонентской платы с участников, скажем, некой B2B площадки.

Поддержка основного бизнеса
Предыдущие модели относились в значительной степени к независимым публичным проектам. К проектам, которые компании делают для себя все эти модели доходности также могут быть применимы, но в большинстве случаев они вторичны. Основную выгоду от собственных Интернет-проектов компании могут получать за счет совсем других механизмов.

Первая, и до сих пор основная функция корпоративных Web-сайтов - это быть "визитными карточками", "корпоративными буклетами" и прайс-листами компании, где можно получить развернутую информацию о компании и ее услугах. В конечном счете, хороший корпоративный сайт должен увеличивать продажи.

Одно время со стороны издателей бумажных СМИ существовало сложно отношение к электронным версиям изданий - они боялись конкуренции. Но на сегодня уже можно считать доказанным, что в России хорошие раскрученные сайты увеличивают объем продаж бумажного издания. Примером этого является, например, журнал "Компания", который (по данным компании "Актис") после появления сайта заметно увеличил свой бумажный тираж .

Однако на сегодня быть просто "визитной карточкой" корпоративному сайту явно уже недостаточно. Он должен быть

  • информативным (т.е. содержать по возможности всю информацию о фирме и ее продуктах/услугах);
  • регулярно обновляемым ("мертвый" сайт вызывает сомнения в устойчивости компании);
  • поддерживать сообщество пользователей и способствовать выработке "брэнд лоялити" (приверженности торговой марке).

Кроме того, сегодня при обилии всевозможных сетевых ресурсов любой сайт нуждается в раскрутке (иначе про него просто никто не узнает). Веб-адрес сайта нужно обязательно упоминать во всех традиционных рекламных носителях, и возможно, осуществлять его продвижение специфическими Интернет-средствами, если ставится задача расширения круга клиентов за счет Интернет-аудитории.

Впрочем, про то, как делать и раскручивать корпоративные сайты, есть масса специальной литературы. В частности, могу сослаться на уже упоминавшуюся книжку Тимофея Бокарева.

Снижение издержек
Современные тенденции в развитии корпоративных сайтов направлены на превращение их из ``витрин'' в инструменты реального ведения бизнеса. Правильно сделанное Интернет-решение может заметно снизить издержки компании за счет

  • уменьшения объемов бумажного документооборота (Интранет-решения)
  • перевода в Интернет бизнес-процессов взаимодействия с клиентами, контрагентами и дилерами (т.н. Экстранет-решения)

Типичным и популярным примером Экстранет-решений является, например, Интернет-трейдинг и Интернет-банкинг. Если несколько лет назад типичный размер брокерской комиссии за сделку на рынке ценных бумаг составлял сотни долларов, то сегодня эта цифра уже опустилась ниже 10 - т.е. издержки у брокеров снизились более чем на порядок.

Очень значительную экономию получаю компании с развитыми дилерскими сетями - экстранет-решение позволяет открыть дилерам постоянно доступную и актуальную информацию о номенклатуре, состоянии склада и др., и автоматизировать процесс приема и обработки заявок. Недавно мой знакомый коммерческий директор крупной фирмы, торгующей запчастями, сообщил мне, что они торжественно выкинули факс, и перешли на общение с дилерами только по email. Сейчас для них разрабатывается Экстранет-решение....

Перевод служб работы с клиентами в Интернет позволяет не только улучшить сервис, но и существенно снизить нагрузку на службы поддержки за счет накопления баз типичных вопросов-ответов, а также, при правильно построенном сообществе пользователей, за счет взаимного их консультирования.

И так далее.

Заключение
Я должен извиниться за некоторую конспективность изложения. Действительно, каждая из описанных моделей достойна самостоятельной большой статьи с рассмотрением примеров и ньюснсов.

Но основная задача этой заметки - постараться прояснить общую картину людям, интересующимся развитием Интернет-бизнесов, но не занимающихся этим профессионально. Надеюсь, что для кого-то это будет полезно.

По крайней мере, мне факт публикации этой заметки точно будет полезен - вместо того чтобы пересказывать все это тысячу первый раз, я смогу просто ссылаться на журнал.


( опубликовано 07.05.2001)
    След. материал >>

Обсуждение (всего 3 реплики, последняя - 06.01.2004 13:58)    Настройка

06.01.2004 13:58 Andrey Akopyantc Замечание по теме: Как в Интернет зарабатывают деньги
Думаю, что школьнику в Интернет можно в основном потратить деньги (на диалап), а не заработать....>> >>

 
05.01.2004 00:42 Вопрос по теме: Как в Интернет зарабатывают деньги
Я хочу спросить именно об этом потому что как еще школьникам заработать денег если не таким путем>> >>

 
14.04.2003 20:38 turbo Замечание по теме: Как в Интернет зарабатывают деньги
Буду делать что угодно чтоб деньги зарабатывать а,если не знаю научусь>> >>

 


В начало страницы (C) Andrey Akopyants
Перепечатка авторских материалов сайта приветствуется! Ссылка на первоисточник при перепечатке обязательна.