Что Интернет - это модно, знают все. Что Интернет - это очень перспективно, и скоро без него будет нельзя - знают почти все. На что уходят деньги при разработке Интернет-проектов, знают многие. А понимание того, каким образом Интернет-проекты могут наоборот, зарабатывать деньги, встречается гораздо реже. Прямой вопрос "Как вы собираетесь зарабатывать деньги?" ставит в тупик очень многих заказчиков и владельцев проектов. Можно даже сказать, что этот вопрос сейчас относится к категории неприличных... Мне часть приходится консультировать начинающие интернет-проекты, как публичные, так и корпоративные. И мысль о написании этой заметки посетила меня после того, как я в очередной раз излагал очередному заказчику основы бизнеса в Интернет с тем, чтобы помочь ему сформулировать свои цели. Итак - какие бывают модели получения доходов в Интернет? Сразу оговорюсь - я буду говорить только о контент-проектах, т.е. предоставление доступа к Интернет, прокладка кабелей и хостинг не входит в круг рассмотрения. Возможна различная классификация, но я для себя выделяю следующие основные направления, подробнее о которых мы поговорим ниже: - Реклама (продажа аудитории)
- Платные сервисы
- Транзакционная модель (отчисления от оборота)
- Снижение издержек
- Поддержка основного бизнеса
Естественно, в любом проекте встречается, как правило, больше одной модели. Иногда их сочетания являются достаточно прихотливыми, но все известные мне способы зарабатывания денег в Интернет раскладываются по этим направлениям. Часто к способам зарабатывания денег относят еще и получение инвестиции и перепродажe проектов. Более того, объем инвестиционных денег, обращающимся в области российского (да и не только) электронного бизнеса, заметно превосходят, собственно, "честный" оборот. Но нужно понимать, что стоимость проекта, так же как и стоимость брэнда - это производная от ожиданий реальных доходов, и если вы не понимаете, как будут зарабатываться деньги, инвестор этого тоже не поймет. Не говоря уж о том, что по большому счету, инвестиции - это не способы зарабатывания, а способы траты денег. *_Реклама_*Суть рекламы - это продажа аудитории. Т.е. имеется некий Рекламодатель, который хочет донести информацию о себе, своих товарах и услугах определенной аудитории, и именно он платит деньги. А сайт предоставляет ему эту аудиторию и способ донесения информации. Т.е. рекламный сайт должен иметь - по возможности обширную и
- известную (т.е. измеренную и сегментированную) аудиторию
- технические возможности по продаже этой аудитории рекламодателю, как всей целиком, так и по сегментам (таргетинг)
- технические возможности для отслеживания хода и оценки эффективности рекламной компании
Кроме всем известной продажи баннерных показов, существует много других способов продажи аудитории. Например - собственно, продажа аудитории (адресных баз). Правда, в последнее время такая практика не приветствуется;
- реклама в рассылках;
- спонсорство - продажа постоянного места на сайте + обязательство; упоминать спонсора в разных контекстах;
- продажа права на размещение своей информации в некоторых базах данных. Например, туристические порталы продают турфирмам право на размещение своих предложений. По аналогичной модели работает, например, Price.ru;
- Продажа права общения с аудиторией в рамках некоторого сообщества пользователей (модерирование определенных форумов, открытие фирменных горячих линий на популярных community-сайтах и др.). Из российских сайтов таким образом функционирует, например, Auto.ru;
- Модель "желтых страниц" - когда к общедоступной краткой информации рекламодатель может добавить уточненную информацию о себе за отдельные деньги.
Имеются также многочисленные вариации на эти темы, которые также легко распознать. О рекламных моделях лучше всего почитать в недавно вышедшей книге Тимофея Бокарева "Энциклопедия Интернет-рекламы". Настоятельно рекомендую всем интересующимся - действительно фундаментальный и хорошо написанный труд. Платные сервисы Исторически именно платные сервисы (платный доступ к информации по подписке) были первым способом зарабатывания денег с помощью Интернет. Таки образом продавали и продают свою информацию информационные агентства и порно-сайты. Все платные сервисы можно поделить на две большие группы - - сервисы конечным пользователям, включая платный доступ к информации и ASP - сервисы другим Интернет-проектамПлатные сервисы конечным пользователям у нас не очень популярны в связи с трудоемкостью взимания денег, и в основном ограничиваются продажей информации по подписке (на основе абонентской платы). Не исключено, что после восстановления доверия населения к банковской системе и/или развития системы микроплатежей ситуация радикально изменится. Многие сервисы, которые сейчас являются бесплатными, потому что невозможно взять с человека, например, 1 рубль за чтение прогноза погоды, смогут перейти на микроплатежную модель. Впрочем, это отдельная интересная тема, интересующихся я могу отослать на сайт www.paycash.ru. Еще одна мировая тенденция, которая пока не получила заметного распространения в Рунете, это то, что называется ASP - Application Service Providing. Т.е. это ситуация, когда некая компания или персона вместо покупки и установки программного обеспечения на свой компьютер пользуется "арендой" доступного по сети приложения. Сейчас становится очень популярным предоставление в режиме ASP "тяжелых" учетных пакетов типа SAP R/3. Популярная идея "сетевого компьютера" предполагает использование в этом режиме и всех стандартных офисных приложений - компания SUN уже предоставляет такие возможности при использовании Star office. В этом смысле Web-хостинг и получение почтовых ящиков у провайдера можно тоже рассматривать как некий ASP, поскольку это позволяет не заводить собственный сервер. Впрочем, не всегда ASP является платным - часто такие сервисы живут по рекламной модели (пример - бесплатные хостинги, mail.ru и др.) Сервисы другим интернет-проектам оказываются либо в виде лицензирования технологий, либо в виде ASP. При этом деньги взимаются с проектов, использующих эти разработки - в виде разовых отчислений за лицензию/установку и/или постоянной платы за поддержку, возможно. зависящей от интенсивности использования сервиса. В качестве примеров можно привести счетчик SpyLog.ru с его программами специализированных рейтингов, и возможностями нестандартных (коммерческих) установок счетчика, или аукцион Stavka.Ru, который предоставляет возможность создания специализированных аукционов на заинтересованных в этом сайтах. Транзакционные отчисления Эта модель основана на том, что через (или около) сайта идут какие-то финансовые транзакции, некоторый процентом от этих транзакция является доходом сайта. Наиболее известные модели это - Интернет-магазины
- Интернет-биржи
- программы развития продаж (affiliated programs), в рамках которых сайты, разместивший у себя входы в магазины и др. получают процент от сделанного через них оборота.
Эта модель сейчас получает развитие в Рунете, особенно в секторе так называемых B2B решений. Но проблема состоит в том, что у нас финансовые потоки через Интенет практически не ходят, поэтому отследить реальный объем транзакций и востребовать с них процент часто является проблематичным. Поэтому часто в качестве суррогата вместо транзакцмионной модели используется модель платных сервисов с взиманием абонентской платы с участников, скажем, некой B2B площадки. Поддержка основного бизнеса Предыдущие модели относились в значительной степени к независимым публичным проектам. К проектам, которые компании делают для себя все эти модели доходности также могут быть применимы, но в большинстве случаев они вторичны. Основную выгоду от собственных Интернет-проектов компании могут получать за счет совсем других механизмов. Первая, и до сих пор основная функция корпоративных Web-сайтов - это быть "визитными карточками", "корпоративными буклетами" и прайс-листами компании, где можно получить развернутую информацию о компании и ее услугах. В конечном счете, хороший корпоративный сайт должен увеличивать продажи. Одно время со стороны издателей бумажных СМИ существовало сложно отношение к электронным версиям изданий - они боялись конкуренции. Но на сегодня уже можно считать доказанным, что в России хорошие раскрученные сайты увеличивают объем продаж бумажного издания. Примером этого является, например, журнал "Компания", который (по данным компании "Актис") после появления сайта заметно увеличил свой бумажный тираж . Однако на сегодня быть просто "визитной карточкой" корпоративному сайту явно уже недостаточно. Он должен быть - информативным (т.е. содержать по возможности всю информацию о фирме и ее продуктах/услугах);
- регулярно обновляемым ("мертвый" сайт вызывает сомнения в устойчивости компании);
- поддерживать сообщество пользователей и способствовать выработке "брэнд лоялити" (приверженности торговой марке).
Кроме того, сегодня при обилии всевозможных сетевых ресурсов любой сайт нуждается в раскрутке (иначе про него просто никто не узнает). Веб-адрес сайта нужно обязательно упоминать во всех традиционных рекламных носителях, и возможно, осуществлять его продвижение специфическими Интернет-средствами, если ставится задача расширения круга клиентов за счет Интернет-аудитории. Впрочем, про то, как делать и раскручивать корпоративные сайты, есть масса специальной литературы. В частности, могу сослаться на уже упоминавшуюся книжку Тимофея Бокарева. Снижение издержек Современные тенденции в развитии корпоративных сайтов направлены на превращение их из ``витрин'' в инструменты реального ведения бизнеса. Правильно сделанное Интернет-решение может заметно снизить издержки компании за счет - уменьшения объемов бумажного документооборота (Интранет-решения)
- перевода в Интернет бизнес-процессов взаимодействия с клиентами, контрагентами и дилерами (т.н. Экстранет-решения)
Типичным и популярным примером Экстранет-решений является, например, Интернет-трейдинг и Интернет-банкинг. Если несколько лет назад типичный размер брокерской комиссии за сделку на рынке ценных бумаг составлял сотни долларов, то сегодня эта цифра уже опустилась ниже 10 - т.е. издержки у брокеров снизились более чем на порядок. Очень значительную экономию получаю компании с развитыми дилерскими сетями - экстранет-решение позволяет открыть дилерам постоянно доступную и актуальную информацию о номенклатуре, состоянии склада и др., и автоматизировать процесс приема и обработки заявок. Недавно мой знакомый коммерческий директор крупной фирмы, торгующей запчастями, сообщил мне, что они торжественно выкинули факс, и перешли на общение с дилерами только по email. Сейчас для них разрабатывается Экстранет-решение.... Перевод служб работы с клиентами в Интернет позволяет не только улучшить сервис, но и существенно снизить нагрузку на службы поддержки за счет накопления баз типичных вопросов-ответов, а также, при правильно построенном сообществе пользователей, за счет взаимного их консультирования. И так далее. Заключение Я должен извиниться за некоторую конспективность изложения. Действительно, каждая из описанных моделей достойна самостоятельной большой статьи с рассмотрением примеров и ньюснсов. Но основная задача этой заметки - постараться прояснить общую картину людям, интересующимся развитием Интернет-бизнесов, но не занимающихся этим профессионально. Надеюсь, что для кого-то это будет полезно. По крайней мере, мне факт публикации этой заметки точно будет полезен - вместо того чтобы пересказывать все это тысячу первый раз, я смогу просто ссылаться на журнал.
(
опубликовано 07.05.2001)
|