;;;;;;;;;;;;;;;;;
"Всемирная паутина" стремительно оплетает мир. Уже достаточно реальной представляется картина насквозь интегрированной интернетизированной инфраструктуры будущего, когда за два поисковых запроса ты находишь то, что тебе нужно, одним нажатием кнопки оформляешь (электронную) сделку, и еще одним - рассчитываешь и платишь налоги, отправляя все необходимые отчетные (электронные) документы в соответствующие инстанции.
Сходный по грандиозности проект человечество пыталось реализовать этак 4 тысячи лет назад - силами объединенного человечества построить башню до неба. Судьба проекта известна. Строители списали свою неудачу на волю Господню, но у меня есть другая гипотеза. Никто им специально языки не смешивал - в Вавилоне и так было множество языков. А на строительство наверняка согнали крестьян из дальних провинций и вообще пленных рабов. В результате количество накладок из-за проблем взаимного понимания превысило некоторый критический предел, что и определило результат.
Аналогичная проблема стоит и на пути нарисованной выше картинки. Казалось бы, все готово... Есть всемирная сеть. Уже практически везде есть компьютеры и доступ к Сети (а где нет - скоро будет). Дело за малостью - во первых, должны появится программы, готовые работать не в одиночку, а во-вторых они должны научиться понимать друг друга.
Проблемой электронного документооборота занимаются уже лет 30. Но в "медленные" 70-80 годы развитие шло по пути "закрытых" решений. Большие компании тратили годы и десятки миллионов, и реализовывали эти решения. Другие большие компании тратили миллионы и эти решения покупали. В результате появились SWIFT (система межбанковских платежей), EDIFACT (система обмена таможенными документами) и др.
С развитием Сети и универсальных протоколов обмена структурированной информацией (XML) произошел бурный всплеск языко- и протоколо-тврочества. Разработать протокол и средства его поддержки стало достаточно быстрым и дешевым занятием. Своими протоколами обмена документами обзавелись все мало-мальски значимые поставщики b2b- и ERP-решений, разработкой протоколов занялись десятки комитетов и сообществ.
В результате выходящему на рынок участнику электронной коммерции сейчас приходится решать - "С кем вы, деятели искусства?". C Ariba или CommerceOne? С SAP или с Oracle?
И значительной степени этот выбор определяется тем, какая система автоматизации (ERP) уже используется компанией, поскольку в b2b-системах документами обмениваются, как правило, не люди, а программы.
Мировые интеграционные инициативы
Естественным следствием этой ситуации стало появление ряда интеграционных инициатив, призванных если не создать "универсальный язык", то, по крайней мере, договориться о правилах перевода и способах доступа к информации. Другой стороной проблемы является то, что этих инициатив также больше одной.
BizTalk Framework (www.biztalk.org)
Инициатива, выдвинутая Microsoft. Идея проста. Дано: N систем, каждая со своим форматом документов. Давайте для всех типов документов, которыми надо обмениваться, выработаем общий для всех (вообще или в рамках данного сообщества) стандарт на состав и структуру информации, и зафиксируем, естественно, в виде XML-схемы. После чего остается обеспечить перевод каждого из типов документов на язык каждой из систем, и обратно.
Но все же это намного проще, чем обеспечивать перевод форматов по принципу "каждый с каждым".
Зачем это Микрософт? Все просто - из рукава достается программный продукт, называемый BizTalk server, обеспечивающий хранение схем, учет участников документооборота, настройку и хранение правил перевода документов для каждого из участников, аутентификацию и защиту документов с помощью шифрования и электронной подписи.
Пока, впрочем, этот продукт существует в виде бета-версии, да и вообще пригодность серверных платформ от Микрософт для серьезных решений продолжает вызывать вопросы.
Но ПиАрный эффект Biztalk framework несомненен - к инициативе присоединились все ведущие игроки рынка, а стартовавшие ранее начинания (типа Rosetta Network), похоже, оттеснены на периферию общественного сознания.
Чего же не хватает для счастья? Самой малости:
- договориться о конкретных форматах документов (зафиксировать эту самую BizTalk - схему);
- договориться о протоколах бизнес-транзакций (в какой последовательности и какими документами нужно обмениваться при совершении конкретных сделок);
- и наконец, договориться, как вообще узнавать о существовании в глобальной сети каких-то компаний и сервисов
xCBL 3.0,
Или XML business communication language, представляет собой некоторый комплект XML-схем типичных документов, используемых при совершении электронных сделок. xCBL предложен в качестве стандарта одним из лидеров рынка b2b-решений - компанией Commerce One, к которой присоединились почти все остальные поставщики - Ariba, Oracle, Microsoft, IBM и другие.
И правильно - сейчас возможность интеграции является одним из основных конкурентных преимуществ. А судя по номеру версии (3.0) схема должна быть уже достаточно отработана. Если, конечно, первые две версии действительно имели место.
ebXML (www.ebxml.org)
Разработкой еlectronic business XML занимаются серьезные люди - ООН-овский подкомитет UN/CEFACT, который в свое время разрабатывал стандарт EDIFACT, и консорциум OASIS, курирующий разработку целого ряда XML-языков для разных предметных областей.
Предполагается, что в рамках ebXML будут стандартизованы не только форматы документов, но и протоколы, сопровождающие типовые бизнес-транзакции, а также средства обеспечения аутентификации участников и защиты документов.
Пока из участников рынка о поддержке ebXML заявила только IBM, но, я думаю, остальные тоже долго не заставят себя ждать.
UDDI (www.uddi.org)
Universal Description, Defenition and Integration. Состав участников практически тот же - Microsoft, IBM, Oracle, Ariba, и др.
Здесь идея состоит в разработке всемирной инфраструктуры электронных ``желтых страниц'' - системы сбора и хранения информации о доступных в глобальной сети электронных сервисах и продуктах. Каталог предполагается двухуровневым. На первом уровне идет информация об участниках электронной коммерции, включающая адресную информацию, и описание того, какими продуктами, стандартами, протоколами и процедурами они пользуются. На втором - описание их продуктов. Участники, а также их продукты рубрицируются некоторыми классификаторами.
Технически это предлагается делать по тому же принципу, по которому сейчас в Интернет живет структура поддержки доменных имен - на базе множества независимых серверов, каждый из которых поддерживает свою копию всей информации, и постоянно синхронизируется с остальными.
Как реализовать такую штуку - представить достаточно легко. Гораздо труднее представить себе процесс выработки единых классификаторов, которые действительно помогут быстро находить необходимые продукты и сервисы.
Как это будет по-русски?
БэТуБэ
Специфика российской ситуации в том, что у большинства участников рынка корпоративные информационные системы находятся в крайне плачевном состоянии. Стандартные ERP-решения почти не используются. Практически все работают на программном обеспечении собственной разработки, сделанном зачастую на настольных СУБД предыдущего поколения. Такие системы еле-еле справляются со своей прямой задачей, и нагружать их электронным документооборотом - практически нереально.
Российские b2b-площадки выполняют сейчас в основном информационные функции; некоторые - поддерживают простейшие процессы заказа и общения менеджеров контрагентов в процессе размещения и выполнения заказа. Поскольку ни о какой реальной автоматизации этих процессов речи сейчас идти не может - интернет-решение не с чем состыковывать.
Заметим, что, по моему, именно в этом состоит специфика Интернет-интеграции по-русски. Вместо того, чтобы выводить в Интернет интерфейсы к ERP-системам клиентов, их надо внедрять в минимально необходимом объеме, одновременно выводя в Интернет.
Бастион российской автоматизации - это бухгалтерия. Здесь все достаточно хорошо, но автоматизация бухгалтерии так же соотносится с "нормальной" автоматизацией компаний, как российская фискальная бухгалтерия - с реальными процессами оперативного и управленческого учета, т.е. почти никак.
Впрочем, недавно российская Biztalk-инициатива, наконец, оформилась. Инициаторами ее выступили Микрософт и Интел (как поставщики инфраструктуры), известная компания Port.Ru и не очень известная и пока не работающая Extra.ru ( как строители торговых площадок), и 1С (в рекомендациях не нуждается). Выработанный ими проект стандарта и информация об этом альянсе доступна по адресу www.CommerceML.ru.
Обращает на себя внимание, что в этой компании оказался единственный поставщик систем корпоративной автоматизации (1C). Т.е. кто и с кем собирается интегрироваться - не очень понятно.
При этом уже в течение полутора лет на рынке имеется и достаточно интенсивно используется специализированная система обмена данными для 1С - система ``Менеджер обмена данными'' компании ПиБи (www.pb.ru), использующая собственный формат обмена. Так что даже у пользователей отдельно взятой 1С возникает проблема ``многоязычности''. Правда, последняя версия ``Менеджера'' уже поддерживает CommerceML, но полностью заменить им существующий формат обмена удастся видимо, не скоро.
В связи с этим создается парадоксальная ситуация, в которой участникам рынка, возможно, будет проще наладить электронный документооборот с органами власти, чем друг с другом. Поскольку, как это не удивительно, в государственных ведомствах с электронным документооборотом и его стандартизацией дела обстоят, в общем, неплохо.
БэТуГэ и ГэТуГэ
Кто не знает - вынесенные в заголовок аббревиатуры обозначают взаимодействие бизнес-государство и государство-государство. Используется реже, чем b2b, но знать все равно полезно. Итак - что у нас делается с электронным документооборотом в гос.ведомоствах?
Полезно сразу разделить обращаемые документы на две части - документы вообще, с 22 (или 24?) реквизитами, предписанными ГОСТом (письма, приказы, распоряжения и др.), и специализированные документы с их специфической структурой, нуждающиеся в специфической обработке.
Работа с "документами вообще" относится к тому, что обычно называют автоматизацией делопроизводства. Делопроизводство медленно, но верно, автоматизируется во все большем числе ведомств. И, похоже, в этой области появляется стандарт де-факто - система "Дело" производства компании "Электронные офисные системы" (ЭОС - www.eos.ru). Недавно ЭОС выпустил облегченную и бесплатную (!) версию своей системы, и анонсировал сервис по обмену электронными документами, запуск которого, как было сказано в пресс-релизе, сдерживает только отсутствие закона об электронной подписи. Учитывая количество и качество пользователей ``Дела'', такой сервис может быть весьма интересным.
В настяощее время для обена электронными документами ЭОС использует некий собственный формат. Но сейчас компания ведет работу над пока не получившим имени собственного XML-форматом обмена общеделовыми документами, причем предпринимается попытка сделать этот формат совместимым с CommerceML .
Другая часть вопроса связана с обменом специализированными структурированными формами документов - налоговыми декларациями, формами бухгалтерской отчетности, и др. Тут все обстоит еще лучше. Уже в течении ряда лет электронные версии ряда документов принимаются либо как обязательное приложение к бумажным формам, либо даже как замена таковых. Приведу только несколько известных мне примеров - скорее всего, сегодня их уже больше.
Справки о доходе физических лиц - уже несколько лет принимаются ГНИ (ныне МНС) в электронной форме. Имеется опубликованный формат данных, и несколько программ, сертифицированных на соответствие этому формату. Решение о приеме этих справок в электронном виде было в разгар приватизации принято под давлением появившихся массовых акционерных обществ - ЧИФов, в прямом смысле слова заваливших налоговые инспекции этими справками.
Таможенные декларации в электронном виде являются обязательным приложением к бумажным документам при оформлении экспортно-импортных сделок. Также имеется опубликованный стандарт и рынок программ декларирования, поддерживающих этот стандарт. Ведутся централизованные базы данных по участникам ВЭД и их истории. Уже очевидно, что последовательное решение проблем поддержки в актуальном состоянии нормативной базы этих программ, и обмена данными между различными таможенными постами с неизбежностью приведет к полной электронизации этого документооборота.
Раскрытие информации участников рынка ценных бумаг. Электронный документ является обязательным приложением к бумажной отчетности, которую регулярно обязаны подавать профессиональные участники РЦБ и крупные эмитенты, а недалеком бушующем - все акционерные общества. Также опубликован формат (он уже XML-совместим), и имеется программа подготовки этой отчетности.
Ежедневная отчетность коммерческих банков перед ЦБ. Также принимается в электронном виде, причем, насколько я знаю, наиболее цивилизованным из всего вышеперечисленного способом - с электронной подписью. Вообще ЦБ является пионером среди российских ведомств по внедрению полноценного электронного документооборота - использование и признание электронной подписи в банковской системе легализовано ведомственными нормативными актами ЦБ.
Конечно, предстоит большая работа по сведению многочисленных ведомственных стандартов в некую общую (XML-ную) рамку, но это существенно проще, чем внедрить электронный документооборот туда, где его нет вообще.
Так что, учитывая все вышесказанное, можно ожидать, что с принятием закона об электронной подписи именно государственные ведомства будут "локомотивами" по внедрению в электронного документооборота. А там, дай бог, подоспеет и полноценная автоматизация российского бизнеса, и будет у нас все, как у людей...
(
опубликовано 07.05.2001)
|